ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И ФАКУЛЬТАТИВОВ (ОПЫТ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

Аннотация: В статье анализируются особенности изучения темы псевдорелигиозного (прежде всего, салафитского) экстремизма в рамках элективного курса «Социокультурные основы мусульманской цивилизации» и факультатива «Социокультурные основы индо-буддийской и дальневосточной цивилизаций».
Выпуск: №3 / 2019 (июль-сентябрь)
УДК: 016:94(045)
Автор(ы): Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Мартыненко А. В. Особенности преподавания темы псевдорелигиозного экстремизма в рамках элективных курсов и факультативов (опыт Мордовского государственного педагогического института) [Электронный ресурс] / А. В. Мартыненко // Научное обозрение : электрон. журн. – 2019. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования : Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP / Vista /7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ имени И. Я. Яковлева и МГПИ) по теме «Феномен политического экстремизма в контексте преподавания новой и новейшей истории в вузах Российской Федерации».

 

В последние десятилетия экстремизм и терроризм стали объектом пристального исследовательского интереса в России и зарубежных странах. Как следствие, на сегодняшний день создан обширных корпус трудов по истории данного социального зла – от множества статей до фундаментальных монографий. Такое повышенное внимание к указанной проблематике в мировом академическом сообществе легко объяснимо, поскольку экстремизм и терроризм стали, без преувеличения, одним из главных глобальных вызовов человечеству. В настоящее время по всему миру действуют сотни разнообразных террористических организаций, преступная деятельность которых несет прямую угрозу национальной безопасности большинства государств. К сожалению, для современной России эта угроза известна не понаслышке, и ее потенциал достаточно велик. С 1990-х гг. Российская Федерация накопила серьезный опыт эффективной борьбы с терроризмом. В значительной степени интересам этой борьбы подчинена масштабная операция российских вооруженных сил в Сирийской Арабской Республике, которая проводится с 2015 г. по настоящее время [4, с. 202–207].

При всем идеологическом и организационном многообразии террористических организаций наиболее масштабные и опасные для человечества формы приобрел псевдорелигиозный терроризм, апеллирующий к исламской традиции и дающий ей искаженную, извращенную, человеконенавистническую трактовку. Несмотря на то, что экстремистские группы есть в разных направлениях мировой исламской уммы (например, у шиитов [9, с. 128–199]), самой влиятельной разновидностью исламистского радикализма стал салафийя, более известный под некорректным, но повсеместно распространенным названием «ваххабизм».

Движение салафитов зародилось в суннитском исламе, в Аравии XVIII столетия, выступив с идеями крайнего консерватизма и необходимости вести военный джихад против всех инакомыслящих [12]. Во второй половине ХХ века салафитская доктрина была развита в трудах новых идеологов – египтянина Сейида Кутба [7] и пакистанца аль-Маудуди [11]. На этой доктринальной основе возникло огромное количество террористических организаций, действующих по всему миру, в том числе такие международные террористические сети, как «аль-Каида» [5] и ДАИШ (так называемое «Исламское государство») [1].

Опасность псевдоисламского радикализма настолько велика, что в рамках отечественной системы высшего исторического образования обойти молчанием эту тему просто невозможно. Естественно, в основном она изучается студентами-историками в рамках новейшей истории стран Азии и Африки, в частности, по таким темам, как «Ближневосточный конфликт», «Афганистан во второй половине ХХ и в XXI вв.», отчасти по теме «Политическая история Исламской Республики Пакистан» и др.

В то же время более глубокому и обстоятельному изучению данного феномена могут способствовать дополнительные, элективные дисциплины. Например, в Мордовском государственном педагогическом институте, на факультете истории и права, с 2002–2003 учебного года преподается элективный курс «Социокультурные основы мусульманской цивилизации», разработанный и внедренный в учебный процесс автором статьи.

В рамках данного элективного курса, помимо тем, посвященных исламскому праву, культу, направлениям мировой мусульманской уммы, есть раздел, объясняющий сложную и болезненную тему псевдоисламского экстремизма. Данный раздел делится на две структурно-содержательные части.

В первой части рассматривается история зарождения и формирования салафийя, в том числе личность и доктринальный корпус его основателя – аравийского проповедника XVIII в. Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба [13,
с. I–IX], а также основные направления салафийя в современном исламском мире – от относительно умеренной богословской школы Деобанди [14] до тех же печально известных «аль-Каиды» и ДАИШ.

Во второй же части указанного тематического блока объясняются особенности распространения салафийя в Российской Федерации, начиная с 1990-х гг., а также раскрывается степень опасности данного социально-политического зла для национальной безопасности нашей страны [6].

В то же время, необходимо признать, что феномен экстремизма знаком и другим восточным цивилизациям, в том числе другим религиозным системам Азии.

В Мордовском государственном педагогическом институте данная тема освещается в рамках факультатива «Социокультурные основы индо-буддийской и дальневосточной цивилизаций», который был также разработан и внедрен в образовательный процесс указанного вуза автором этих строк, с 2002–2003 года. В методическом плане данная дисциплина обеспечена авторским учебным пособием [3, с. 7–121].

В целом, данный факультатив посвящен истории и культуре таких великих религий Востока, как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синто. Следует отметить, что в ходе занятий студенты как минимум трижды сталкиваются с сюжетами псевдорелигиозного экстремизма.

Во-первых, это сложный и неоднозначный феномен индуистского коммунализма – достаточно широкого спектра религиозно-политических движений и организаций, которые с разной степенью радикальности выступают за придание индуизму в современной Индии особого, привилегированного статуса, и, соответственно, наделение верующих-индуистов в этой многоконфессиональной стране различными преференциями. С одной стороны, умеренное крыло индуистского коммунализма образует знаменитая «Би-Джи-Пи», Бхаратия Джаната Парти (Индийская народная партия), которая является правящей в Индии с 2014 г. и которую никому не придет в голову обвинять в экстремизме. Но в то же время в рамках этого движения действует большое количество радикальных групп, своеобразных «возмутителей спокойствия», провоцирующих индо-мусульманскую вражду в этой великой азиатской стране. Здесь же уместно вспомнить, что от рук боевика-коммуналиста пал великий Махатма Ганди, лидер индийского антиколониального движения первой половины ХХ века [2].

Во-вторых, это чрезвычайно болезненная для современной Индии тема сепаратизма религиозной общины сикхов в Пенджабе, приобретшего характер вооруженного противостояния с 1980-х гг. О накале данного конфликта свидетельствуют такие события, как штурм индийской армией Золотого храма в Амритсаре и последовавшее за этим убийство премьер-министра Индиры Ганди [10, с. 51–52].

В-третьих, это редкий (если не уникальный) прецедент террористической организации, возникшей на доктринальной основе буддизма. Имеется в виду печально известная японская необуддийская секта «Аум Синрикё», совершившая атаки с применением химического оружия в токийской подземке 20 марта 1995 г. [8, с. 188–205].

При этом основной, стержневой идеей и одновременно миссией указанного факультатива является формирование у студентов адекватных и достаточно полных знаний о великих религиозных системах Индии, Китая и Японии, об их гуманистическом потенциале, о выдающихся достижениях созданных ими культур и цивилизаций. В этом контексте отдельные проявления экстремизма и терроризма трактуются как «отклонение от нормы», как искажение и извращение истинной сущности данных религий.

Таким образом, проанализированные в статье элективный курс и факультатив способствуют более глубокому ознакомлению студентов-историков с феноменом псевдорелигиозного экстремизма в целях профилактики этого социального зла.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Вайс М., Хасан Хасан. Исламское государство: Армия террора. М. : Альпина нон-фикшн, 2016. 346 с.
  2. Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2002. 240 с.
  3. Мартыненко А. В. История религий Востока и традиции исламской культуры в мордовском крае : учеб. пособие. Саранск : Издательский центр Историко-социологического института Мордовского государственного университета, 2014. 208 с.
  4. Мартыненко А. В., Савельев И. С. Феномен религиозного экстремизма в контексте сирийского конфликта // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах : сб. статей. Саранск, 2018. С. 202–207.
  5. Райт Л. Аль-Каида. М. : Гелеос, 2010. 418 с.
  6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. М. : ИЭА РАН, 2007. 384 с.
  7. Сейид Кутб. Под сенью Корана. М. : Умма, 2005. 544 с.
  8. Сиваков Е. А. Тоталитарная секта «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии // Япония : Ежегодник. М., 2007. С. 188–205.
  9. Степанова Н. В. Межконфессиональный и межэтнический конфликты в Ираке. Шиитская проблема // Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные. М., 2008. С. 128–199.
  10. Яковлев А. Индийский терроризм: история и современность // Власть. № 4. С. 50–53.
  11. Abul Ala Mawdudi. Towards understanding Islam. Istambul : Inkilab Press, 2015. 177 p.
  12. Choueiri Y. Islamic fundamentalism. Boston : Twayne, 1990. 178 p.
  13. Delong-Bas N. J. Wahabbi Islam: from revival a reform to global Jihad. L.; N.Y. : Tauris, 2004. IX, 370 p.
  14. Hamid Myra. The political struggles of the Ulama of Dar al-Uloom Deoband: identifying and operationalizing the traditionalist approach to politics. Annapolis : University of Maryland, 2005. 93 p.

 


 

Martynenko Alexander

Doctor of History, Professor, Department of Russian and Foreign History and Methods of Teaching, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk

  

FEATURES OF THE STUDY OF PSEUDO-RELIGIOUS EXTREMISM WITHIN THE ELECTIVE COURSES (EXPERIENCE OF THE MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE)

  

The article analyzes the peculiarities of studying of pseudo-religious (primarily Salafi) extremism within the elective course «Socio-Cultural foundations of Muslim civilization» and elective course «Socio-Cultural foundations of Indo-Buddhist and Far Eastern civilizations».

 

Key words: extremism, terrorism, higher school, historical education, prevention of extremism, student environment.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Мартыненко А. В., 2019

image_pdfimage_print