ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОТ БУМАГИ К ЦИФРЕ

Аннотация: Компьютерные технологии формируют цифровую реальность, которая в свою очередь влияет на специфику мышления современных людей и особенно подрастающего поколения. Педагоги и психологи изучают механизмы воздействия цифровых технологий на восприятие и обучение ребёнка, а также на формирование нового культурного пространства в целом.
Не остаются в стороне представители издательской индустрии и библиотечного сообщества, использующие цифровой формат издания книг для максимального раскрытия их образовательного и воспитательного потенциала. В статье показывается, что главные свойства электронных детских изданий нового поколения – интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность – отвечают специфике мышления «цифровых аборигенов».
Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)
УДК: 7.06
Автор(ы): Городилова Татьяна Сергеевна
кандидат философских наук, доцент, кафедра культурологии и социологии, Вятский государственный университет, г. Киров

Шарова Анастасия Андреевна
магистрант, Вятский государственный университет, г. Киров
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Городилова Т. С. Эволюция интерактивных книг для детей: от бумаги к цифре [Электронный ресурс] / Т. С. Городилова, А. А. Шарова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Дети и подростки XXI века отличаются от предыдущих поколений хорошо сформированной компьютерной грамотностью. Поколение, которое не застало мир без компьютеров, Интернета и смартфонов, американский психиатр и профессор Г. Смолл в работе «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» называет «цифровыми с рождения» или «цифровыми аборигенами». От своих родителей – «цифровых иммигрантов» – людей, которые застали компьютерную революцию уже взрослыми, они сильно отличаются, в результате чего вырастает «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей [1].

У «цифровых от рождения» мозг настроен на стремительный киберпоиск, сознание реагирует на сигналы всё быстрей, со многими задачами мышление справляется эффективнее, чем прежде, благодаря чему развивается навык «многозадачности» [1]. В связи с этими изменениями многие факторы, традиционно выступавшие инструментами развития и образования ребенка, также стали меняться. Примером могут служить книги для детей, которые в ХХI веке дополнились рядом новых черт.

Книга всегда была важным средством, позволяющим детям знакомиться с окружающим миром, со знаниями и ценностями, которые преобладают в их культуре. Современная книжная индустрия учитывает интересы «цифровых аборигенов», делая издания для подрастающего поколения всё более интерактивными, расширяя при этом их функции и возможности.

Следует отметить, что интерактивность в книге как элемент взаимодействия читателя с текстом существовала всегда. Самые первые книги, с которыми начинает знакомиться ребёнок – это так называемые книжки-игрушки. Они интерактивны, поскольку содержат игровые элементы: загадки, наклейки, раскраски, вырезанные движущиеся фигурки героев.

Позже появились бумажные книги с электронными модулями (элементами). Это издания, которые, кроме традиционного напечатанного текста, включают в себя звуковые кнопки, уменьшённые копии музыкальных инструментов и даже микрофоны. Эта форма предусматривает дополнительные виды деятельности ребёнка, помимо чтения (обучающие игры, знакомство со звуками окружающего мира и даже музыкой).

Цифровой век внёс новые формы интерактивности. Сегодня юный читатель – это качественно новый читательский тип, поэтому возникает и иная модель детского чтения. По мнению доктора филологических наук Е. Н. Пенской, «это обусловлено появлением новых досуговых предпочтений детей, реструктуризацией познавательных и читательских интересов, равно как и источников информации. Чтение из жизни ребёнка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным…» [2].

С появлением Интернета и его широким распространением начал формироваться другой тип книги, который меняет способ взаимодействия ребёнка с текстом. Сегодня стали набирать популярность электронные детские издания. В них интерактивность проявилась особенно ярко.

Чаще всего под электронной книгой понимают любые цифровые варианты издания, а также ряд устройств, которые используются для прочтения текста. В англоязычных странах для обозначения цифровых версий книг, для хранения которых используются открытые форматы, основанные на простых текстовых файлах, используется также термин e-text (англ. электронный текст). В состав электронных текстов также включаются растровые изображения, примеры данных, упражнения, специально написанные комментарии и ответы на возможные вопросы. Основное отличие электронных книг от электронных текстов в том, что первые иногда кодируются издателем для ограничения круга пользования, в то время как вторые распространяются свободно [3].

Однако следует подчеркнуть, что не все электронные издания бывают интерактивными. Если изначально под электронной книгой понимались любые виды оцифрованного текста, то с развитием технологий появились более сложные проекты, которые предполагают использование интерактивных компьютерных технологий.

Таким образом, электронные книги в настоящий момент можно разделить на два вида. Первый вид – это цифровая копия традиционного издания. Так как эти книги фактически дублируют печатные, они не несут дополнительных интерактивных функций. Тем не менее, для первого знакомства ребёнка с электронной книгой этого достаточно. Вместе с родителями он рассматривает иллюстрации и начинает узнавать уже знакомые ему предметы или изучать новые, главное в этом процессе – качественное изображение, что доступно для данного вида издания, а качество изображения зачастую превосходит качество печати бумажных изданий.

Такую электронную книгу удобнее брать с собой и гораздо проще хранить. На это преимущество электронных изданий указывал итальянский учёный-философ, историк-медиевист У. Эко, который писал так: «Несколько или даже один CD-ROM могут вместить всю «Британнику», причём им будет гораздо удобнее пользоваться. Полки, заставленные сплошняком энциклопедиями, как у меня дома, скоро начнут освобождаться, и я не вижу причин скорбеть об исчезновении всех этих томов» [4]. Часть детских книг также имеет смысл держать в электронном виде, чтобы в любом месте ребёнок имел доступ к книге. Издательства чаще всего переиздают в электронном виде «классику» детской литературы (народные и авторские сказки, произведения А. Толстого, К. Чуковского, Н. Носова, Г. Х. Андерсена, А. Линдгрен и другие).

Еще одна особенность этих изданий заключается в том, что чаще всего они публикуются в свободных Интернет-библиотеках, зарегистрироваться в которых имеет возможность любой пользователь. В связи с этим читатели не нуждаются в посредниках для получения информации и не обращаются к ним, предоставляя компьютеру или любому цифровому носителю возможность хранить, «выдавать» – открывать для прочтения и «списывать» – удалять необходимые произведения.

С развитием технологий детские электронные издания приобретают свои главные свойства – интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность. Так как выполнить все эти условия «цифровой копии» становится всё сложнее, появляется второй вид изданий – цифровые книги, существующие только в электронном формате. Они обладают рядом отличительных свойств: включают в себя совокупность новейших технологий (анимация, аудио, видео), работа с ними осуществляется исключительно через компьютерные устройства. Данные книги в бумажный вариант, без существенных потерь в качестве и креативности, переведены быть не могут.

Гипертекстуальность в такой книге предполагает наличие гиперссылок внутри текста, соединяющих вербальную составляющую с невербальной информацией – рисунками, цветом, звуком, что одновременно обеспечивает и мультимедийность книги. Ребёнок пользуется кнопками, ссылками, всплывающими подсказками и окнами, «инпутами» для ввода текста, масштабируемыми изображениями, мультистейтами (участки экрана с переключением содержания, слоёв, словари). Это задаёт возможность нелинейной организации текста и свободы в выборе «траектории чтения» читателем. В этом заключается интерактивный характер электронных книг и подчёркивается игровой подход к чтению [5]. При взаимодействии с такими книгами ребёнок перестает быть пассивным «потребителем текста»: в процессе перехода от одной ссылки к другой, выбора интересующего героя, его реплик или облика, маленький читатель всё больше выступает в роли «соавтора» произведения.

Среди детских интерактивных книг есть такие издания, которые позволяют ребёнку не просто играть, но и развиваться с помощью компьютерных технологий. Благодаря таким электронным проектам ребёнок в игровой форме осваивает не только азбуку, факты и явления окружающей жизни, но и лучше знакомится с компьютером и его возможностями. Анимация, графика, обратная связь занимают ребёнка и привлекают его внимание, позволяя дать больше полезной информации.

Сегодня активно оцифровываются и наделяются анимацией, озвучиваются профессиональными актёрами и сопровождаются музыкой произведения детской классики. Русская народная сказка «Каша из топора» (разработчик PlayStory) представляет собой красочный интерактивный проект. На первой странице родители и юные читатели могут отключить или оставить музыкальное сопровождение и озвучку текста, открыть сказку сначала или с любой другой страницы. Каждая иллюстрация динамичная, анимированная, она полностью погружает в происходящие события: летают бабочки, плывут облака или поднимается пар над кашей. Ребёнок на протяжении всей сказки может не только взаимодействовать с героями, окружающими вещами и предметами, но и играть, развивая своё внимание. Например, когда в самом начале сказки солдат идёт «на побывку», детям нужно найти десять грибов, изображённых на картинке. Когда солдат варит кашу, ребёнку предлагается сварить её вместе с ним, то есть переместить необходимые ингредиенты в горшок. В конце сказки детям необходимо предложенные в нижней части экрана фрагменты иллюстрации подставить туда, откуда они были взяты.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, благодаря разработчику DeCafe, появилась в качестве приложения для смартфонов и планшетов. Каждая страница данной книги перелистывается, как «настоящая», шрифт приближен к сказочному, иллюстрации «разговаривают» или издают звуки (шум воды, стук друг о друга двух деревянных половинок корыта и так далее). Кроме того, на каждой странице изображены характерные предметы (водоросли, топоры, разбитое корыто, драгоценности, ракушка и другие), которые ребёнок может передвинуть в любое место на странице. В свободном доступе данного разработчика также есть ещё одно произведение А. С. Пушкина – «Сказка о золотом петушке».

В число «цифровой интерактивной классики» попали и такие известные произведения как «Маша и медведь», «Гадкий утёнок», «Золушка», «Котёнок по имени Гав», «Бременские музыканты», «Два брата», «История одной яблони» и другие.

Очевидно, что у электронных интерактивных книг есть не только преимущества, но и недостатки, поскольку они больше ориентированы на эмоциональное, а не логическое осмысление материала. Чтение с монитора иногда мешает вдумчивому восприятию информации, обилие мультимедийных материалов может отвлекать внимание детей от содержания. Кроме того, электронные интерактивные книги для детей представлены только в Интернете. Ассортимент традиционных книжных магазинов не включает такие книги в свой список.

Ведущие библиотеки России иногда закупают электронные интерактивные издания не только для ознакомления с новым форматом, но и для того, чтобы научиться понимать подрастающее поколение – потенциальных читателей. Однако региональные библиотеки такие книги пока не включают в свои фонды. Как показывает практика, сами родители с помощью бесплатных или не очень дорогих онлайн-сервисов и мобильных приложений покупают для своих детей цифровые издания, а в библиотеку приходят за бумажными книгами – спрос на иные формы работы с публикациями отсутствует. В то же время, несмотря на невысокую стоимость электронных книг, региональные, городские и районные библиотеки не могут себе позволить выделить лишние средства на покупку таких изданий и оборудования, необходимого для их воспроизведения. Тем не менее, если данные учреждения культуры хотят привлечь молодое поколение и заинтересовать его, им необходимо активнее использовать в своей работе подобные издания.

Таким образом, интерактивная электронная книга – это мультимедийный продукт, включающий в себя текст, иллюстрации, интерактивные элементы, видео и уникальный саундтрек. Она может представлять собой как отдельное приложение, так и быть частью каталога в приложении-магазине, электронной библиотеке [6]. Благодаря таким изданиям чтение для детей перестаёт быть утомительной обязанностью и позволяет познакомиться с героями литературных произведений в увлекательной форме. Ребёнок одновременно получает новую информацию и визуально, и с помощью аудиоматериалов, в игровой форме осваивает как художественные, так и обучающие тексты. Принципиальной отличительной чертой электронной книги является предоставление детям возможности свободного выбора (героя, сюжета, музыки и др.). Это влияет не только на развитие интереса к чтению, но и на формирование сознания ребёнка в целом. Также необходимо отметить, что благодаря интерактивным книгам формируются черты той личности, которая будет адаптирована к условиям информационного общества.

Электронные интерактивные издания сегодня только набирают популярность среди Интернет-пользователей и пока не получили распространения через библиотеки и книжные магазины. Однако если аудитория книжного рынка постоянно пополняется, то библиотекам для привлечения «цифровых аборигенов» необходимо иметь современные цифровые книги в своих фондах и активно их использовать в работе с детьми.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Смолл Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М. : Колибри; Азбука-Аттикус, 2011. 352 с.
  2. Пенская Е. Н. Детское чтение: глобальные и локальные проблемы // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 283.
  3. Зубов Ю.С. Электронная книга в цифровую эпоху // Информационное общество и культура: экспресс-информация. 2009. Вып. 1. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2009/01/2009-01_r_dek-s7.html
  4. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: типы коммуникации и особенности культуры // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 5–14.
  5. Дардын А. А. Сетевая литература: потенциал и тенденции развития // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 4. С. 15.
  6. Соснина А. UNDERPAGE: новая эра в мобильном книгоиздании // Университетская книга информационно-аналитический журнал. 2014. URL: http://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/3425-underpage-novaya-era-v-mobilnom-knigoizdanii.html

 


 

Gorodilova Tatiana

Doctor of Philosophy, assocate Professor, Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

 

Sharova Anastasia

master student, Vyatka state University, Kirov

 

THE EVOLUTION OF INTERACTIVE CHILDREN’S BOOKS: FROM PAPER TO DIGITAL

 

IT-technologies form digital reality, which, in its turn, affects the way the modern Man thinks, and the younger generation is affected most of all. Educators and psychologists study the effect of digital technologies on a child’s perception of the world, as well as how (s)he is taught. Another aspect to study is the formation of new cultural medium as a whole.

The publishing and library societies are actively engaged in utilization of the digital forms to maximize educational potential of children’s books. The article demonstrates the principle properties of the new generation of children’s e-books, and namely interactivity, multimedia and hypertext functions. These properties meet the expectations, wishes and thinking of the digital generation.

 

Keywords: interactive books, digital generation, digital publications, children’s books.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Городилова Т. С., 2018

© Шарова А. А., 2018

image_pdfimage_print