DIGITAL HUMANITIES: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления в сфере прикладных методов использования Digital Humanities, дана характеристика ведущих научных центров, лабораторий и программ. Проекты цифровых гуманитарных наук могут быть описаны на нескольких уровнях. Они начинаются с базовых вычислений (программирование, обработка, протоколы) и проходят через уровни организации и производства (интерфейс, устройства, сети). Методы Digital Humanities распространяются практически на все виды исследований культуры и связаны с культурными практиками, в которых используется язык Soft Media: компьютерный дизайн, редактирование, создание баз данных (текстовых, библиотечных, онлайн-энциклопедий, средств коммуникации в виде чатов, мессенджеров, социальных сетей и др.), цифровых социологических, филологических, исторических, этнографических исследований.
Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)
УДК: 004:3
Автор(ы): Голенок Марина Петровна
кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой культурологии и социологии, Вятский государственный университет, г. Киров

Осипова Нина Осиповна
доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и социологии, Вятский государственный университет, г. Киров
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Голенок М. П. Digital humanities: проблемное поле и перспективы развития [Электронный ресурс] / М. П. Голенок, Н. О. Осипова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

Несмотря на то, что сегодня в науке существует более 800 вариантов дефиниции Digital Humanities [1], понятийный статус явления сохраняет свою дискуссионность. Одни считают, что это использование компьютеров; другие – что это осмысление особенностей применения технологий в гу­манитарных науках; третьи – что это создание баз данных, четвертые связывают их с онлайн-медиа. Разброс мнений свидетельствует об отсутствии некоего универсального понятия для обозначения феномена DH.

По завершении долгих споров об отношениях между гуманитарными науками и цифровыми технологиями «цифра» отвоевала свое место в праве создания новой отрасли гуманитаристики – Digital Humanities, которая сформировалась в США и Британии еще в середине ХХ века. Это явилось ярким подтверждением более широкого процесса движения к интегративности научного знания. Внешние факторы подобной интегративности связаны с техническим использованием цифровых технологий в научном творчестве и культурном пространстве – это и создание поисковых систем, цифровых библиотек, музейных коллекций, профессиональных интернет-сообществ, свободным доступом к информации, обмену данными, проведение медицинских исследований. Важным моментом здесь является управление процессами образования. Внутренние (глубинные) факторы связаны с непосредственным использованием цифровых технологий как комплекса прикладных методологических разработок применительно к гуманитарным наукам.

Цифровая составляющая распространяется практически на все виды исследований культуры и связана с культурными практиками, в которых используется язык Soft Media: компьютерный дизайн, редактирование, создание баз данных (текстовых, библиотечных, онлайн энциклопедий, средств коммуникации в виде чатов, мессенджеров, социальных сетей и др.), моделирование информации, цифровых социологических исследований, цифровых исследований этносов и народов.

Едва ли не центральное место в этих научных практиках занимают цифровые издания, специальные программы для формирования компьютерных методов изучения художественных текстов (главным образом в части их атрибуции, вычислительной текстологии), особенно стихотворных, стилевых характеристик, лингвистических измерений языковых процессов. Одним из первых значительных проектов в этой сфере стал проект «Кембриджской всемирной шекспировской энциклопедии» (The Cambridge World Shakespear Encyclopedia), наглядно демонстрирующий перспективы использования возможностей цифровых гуманитарных наук в образовательной, научно-исследовательской и художественной сферах [2]

Кроме того, сегодня все чаще говорят о «цифровой культурологии», «культуре хакеров», «культуре геймеров», «цифровом феминизме», «цифровой педагогике», «цифровой археологии», «цифровом активизме». Соответственно, с приходом «цифры» в искусство (кино, театр, архитектура, музыка и др.) возникает потребность в выработке методологии изучения новых форм языка искусства [3; 4; 5;6;7]. На самом деле формальные исследования гуманитарных объектов имеют богатую историю в XX веке – это и стиховедение, и исторические базы данных, и стилометрия. Для лингвистов же работа с корпусами текстов и статистическими данными давно стало мейнстримом. Фактически новый расцвет интереса к точными методам в гуманитарных областях связан с появлением новых возможностей – доступностью электронных текстов, развитием методов их автоматического анализа, новыми мощностями хранения и обработки информации, новыми инструментами работы с данными. «Цифровые гуманитарии» создают интерактивные карты переписки писателей, строят по письмам и дневникам социальные сети великих поэтов и философов, конструируют 3D-модели Древней Греции и Рима и автоматически моделируют в изобразительный ряд тексты голливудских сценариев.

А в числе современных востребованных сфер деятельности становятся актуальными профессии организатора проектного обучения, проектировщика интеллектуальной робототехники, модератора платформы благотворительных программ, виртуального адвоката, координатора образовательной онлайн-платформы, игромастера и др.

В крупных университетах США, Западной Европы уже начиная с 1970-х годов создаются специальные центры и лаборатории, занимающиеся теорией и практикой т.н. «культурных софтов», понятийный статус которых одним из первых определил Лев Манович (Lev Manovich), профессор факультета визуальных искусств Калифорнийского университета в Сан-Диего. Эмигрировавший в 1981 году из России московский художник, увлекающийся компьютерной графикой, расширил поле своих исследований и первыми работами, написанными в конце 1990-х гг., создал собственную научную школу, которая занималась проблемами новой культурной среды (книга «Language of New Media», 1999). Автор впервые ввел в оборот понятие «Software Studies», позже перенеся его в культурную среду («культурный софт»), тем самым уравняв понятия «цифровая культура» и «современная культура». Помимо Л. Мановича, значительный вклад в развитие Digital Humanities внесли такие исследователи, как Б. Браттон, Р. Китчин, М. Додж, М. Фуллер и др.

Многочисленные материалы на эту тему можно найти в великолепной подборке публикаций на специальном сайте Л. Мановича [8], а также в материалах известных западных ученых в переведенной на русский язык коллективной монографии «Цифровые гуманитарные науки» [9] .

Специализированные журналы, такие, как «Journal of Digital Humanities, «Digital Art History» и многие другие, являются основным пространством научной рефлексии и конкретных результатов изысканий в сфере Digital Humanities. В России только в последние годы достаточно интенсивно развивается цифровая гуманитаристика. Несколько ведущих центров, сосредоточенных на кафедре гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского университета (с включением образовательных программ по соответствующей тематике, в том числе программ «Институт человека цифровой эпохи», «Гуманитарная информатика»), в Центре цифровой гуманитаристики Пермского университета, Центре цифровых гуманитарных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), представляют российский сегмент этого направления [10; 11; 12] .

Один из наиболее успешно развивающихся российских центров DH – Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, сформировавшийся в 2016 году. Научный коллектив, объединяющий филологов, историков, философов, культурологов, представителей других факультетов – компьютерных наук, коммуникаций, медиа и дизайна [13], разрабатывает проекты, синтезирующие компьютерные методы и гуманитарные знания.

В ряду основных направлений работы Центра заявлены научные семинары и школы, подготовка цифровых изданий, сетевой анализ и геоинформационные системы, компьютерный анализ художественных текстов, цифровое обеспечение инструментария для гуманитарных исследований. В частности, одним из глобальных проектов российского сегмента, выполненных в Центре, является проект «Tolstoy Digital» (одновременно его автор Б. Орехов для просветительского интернет-проекта «Арзамас» разработал игру «Толстой или компьютер»). При помощи сотрудников центра осуществлен проект «Открытый список» (поисковая база данных жертв политических репрессий, инициированная обществом «Мемориал» ).

Целый ряд международных конференций и симпозиумов, проходящих в последние годы в разных странах, свидетельствует о постоянной потребности в обсуждении новых ориентиров в развитии цифровой гуманитаристики («Digital Humanities-2017, Монреаль; «DH: диалог между визуальными искусствами и точными науками», Венеция, 2013; «Науки о культуре в перспективе «Digital Humanities» Санкт-Петербург, 2013; «Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования», Пермь, 2017 [14]); «Неделя Digital Humanities» Москва, 2017. Примечательно, что одна из лекций «Недели» звучала достаточно провокационно: «Как мы учимся думать по-цифровому о гуманитарных науках?»

Интересно, что по количеству участников в Монреале в 2017 г. Россия занимала 11 место, тогда как в 2014 на этом же форуме наша страна была представлена единственным участником, а до этого времени присутствия России на подобных международных мероприятиях вообще не было. Как свидетельствует отчет участников, последний монреальский форум был посвящен филологическому направлению цифровых гуманитарных исследований, в частности сетевому анализу художественного текста. Впереди нас ожидает организованный по инициативе Альянса цифровых гуманитарных организаций (The Alliance of Digital Humanities Organizations – ADHO) ежегодный форум Digital Humanities – 2018, который пройдет в Мехико. Уже обозначенные в программе форума научные направления свидетельствуют о расширении пространства сферы применений «цифры» в гуманитаристике.

Кроме традиционных и широко распространённых «цифровых ландшафтов» – средств массовой информации, искусственного интеллекта, лингвистических, литературоведческих, искусствоведческих, исторических исследований, текстологии, картографических систем информации – это и такие «неожиданные» сферы, как «цифровой феминизм», цифровые этнические исследования, цифровая эко-критика, интеллектуально-цифровой анализ этносов и др.

В 2016 году в нашей стране была создана Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук (партнер Европейской ассоциации Digital Humanities), которая призвана объединить исследователей в этой сфере. Основные направления деятельности Ассоциации ориентированы не только на работу с цифровыми данными и обслуживанием ресурсов гуманитаристики, но и с направлениями в области цифрового искусства, архитектуры, музыки, театра, образования.

Важным представляется и то, что одной из главных составляющих развития Digital Humanities в России является подготовка специалистов этой сферы, владеющих как комплексными знаниями в академической гуманитаристике, так навыками работы с цифровыми технологиями. Центры такой подготовки сосредоточены в МГУ, ГИУ ВШЭ, Томском государственном университете, Сибирском федеральном университете (Красноярск). Магистерские программы, разработанные в рамках образовательного процесса, нацелены на подготовку специалистов web-аналитики, экспертизы IT-продуктов, управления проектами социокультурной сферы, социальной робототехники, gamedesign, интернет-маркетинга и рекламы, музейного и архивного дела.

Станем ли мы свидетелями радикальных изменений в методологии гуманитарного знания с приходом цифровых технологий, или они займут свою нишу только в конкретных сегментах прикладных исследований – покажет время.

  

 

Список использованных источников

 

  1. Репозиторий программ по гуманитарным наукам. URL: http:// whatisdigitalhumanities.com (дата обращения: 25.10.2017)
  2. Cambridge World Shakespeare Online // Blogs at Bryn Mawr College. URL: http://cwso.blogs.brvnmawr.edu/ (дата обращения: 25.10.2017)
  3. Debates in the Digital Humanities, ed. Matthew K. Gold. Minneapolis, 2012. URL: http://dhdebates.gc.cuny.edu/debates/text/22. (дата обращения: 25.10.2017)
  4. Mapping B. The Work of Art in the Digital Age / Ed. H. U. Gumbrecht and M. Marrinan. Stanford, 2014.
  5. Doing Digital Humanities Practice, Training, Research / Ed. by C. Crompton, R. Lane, R. Siemens. N.-Y., 2016.
  6. Burdick A., Drucker J., Lunenfeeld P., Presner T., Schnapp J. Digital Humanities. London, 2012.
  7. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. 2012.№ 1. С. 5–13.
  8. Информационный сайт Льва Мановича. URL: http://manovich.net/index.php/projects/tag: Article (дата обращения: 25.10.2017)
  9. Террас М., Найхан Д., Ванхутта Э., Кижнер И. Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия / Пер. с англ. Красноярск, 2017.
  10. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2014. № 3. С. 5–12.
  11. Жеребятьев Д. И. Методы трехмерного компьютерного моделирования в задачах исторической реконструкции монастырских комплексов Москвы. М., 2014.
  12. Бородкин Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия // Историческая информатика. 2012. № 1. С.14–21.
  13. Центр цифровых гуманитарных исследований факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. URL: https://hum.hse.ru/digital/news/204495037.html (дата обращения: 26.10.2017)
  14. Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования: материалы Междунар. науч. конф. : В 2 ч. Пермь, 2017.

 


 

Golenok Marina

Doctor of Culturology, associate Professor, Chef of Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

 

Osipova Nina 

Doctor of Philology, Professor, Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

  

DIGITAL HUMANITIES: A PROBLEMATIC SPHERE AND DEVELOPMENT TENDENCY

The article discusses the main directions in applied methods in Digital Humanities. The author surveys the leading research centers, laboratories and programs of Digital Humanities, which can be described by sketching their structure at several levels. These begin with basic computation (programming, processing, protocols) and extend through the levels of organization and output that form the basis of most users’ experience (interface, devices, networks).

Techniques of Digital Humanities apply to all types of research and culture associated with cultural practices used Soft Media: computer design, editing, creation of databases (text, library, online encyclopedias, communications in chat, messengers, social networks, etc.), digital sociological, linguistic, historical, ethnographic research. 

 

Keywords: Digital Humanities, leading research centers, Soft Media practices.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Голенок М. П., 2018

© Осипова Н. О., 2018

image_pdfimage_print